Дыхательные упражнения
Работа по воспитанию вне- и речевого дыхания ведется поэтапно. Сначала детей учат спокойно, достаточно глубоко вдыхать и плавно, протяжно выдыхать воздух без произнесения звуков (работа над внеречевым дыханием), затем рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков при произнесении слов и фраз (работа над речевым дыханием).
Дыхательные упражнения проводятся в хорошо проветренной комнате не ранее чем через 1,5-2 часа после еды. Необходимо следить, чтобы одежда не стесняла ребенка, чтобы вдох он производил без напряжения, плавно, не поднимая плеч, не втягивая живот при выдохе. Длительность упражнений для детей младшего возраста– 2-3 минуты, для среднего и старшего дошкольного возраста – 3-5 минут.
Обучая детей внеречевому дыханию, учат их быстро производить вдох и плавно, равномерно выдыхать воздух с различной силой (сдувать с руки снежинки, ватку, дуть на султанчики, легкие бумажные игрушки, на одуванчики, надувать резиновые игрушки, дуть в дудку и т. д.)
Особое внимание необходимо обращать на правильность произнесения на одном выдохе нескольких звуков: добиваться одинаковой длительности их произнесения, без добора воздуха, плавного перехода от одного звука к другому («а----у----», «з----ж----»).
1. Погладить нос (боковые его края) от кончика к переносице – вдох.
Вдох левой ноздрей, правая закрыта, выдох правой (при этом левая закрыта).
На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди
закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м», одновременно
постукивая пальцем по крыльям носа.
4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м» на выдохе, то же самое с
левой ноздрей.
5. Энергично произносить звуки «п-б». Произношение этих звуков укрепляет
мышцы губ.
6. Энергично произносить звуки «т-д». Упражнение служит для укрепления
мышц языка.
7. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только
гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга.
Игровые упражнения
1. «Часики».
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так».
2.»Петушок машет крыльями»
Встать прямо, руки опустить. Поднять руки через стороны, затем похлопать по бедрам. Выдыхая произносит «ку-ка-ре-ку».
3. «Паровозик»
Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и говорить
«чух-чух-чух».
4. «Цветочек»
Сделать вдох и задержать дыхание: понюхай цветочек, вдохни аромат.
5. «Свеча»
Сделать вдох, подуть на пламя свечи медленно и посмотреть, как оно будет отклоняться. Задуть свечу резким выдохом.
6. «Кто дольше?»
Сохранять дыхание и правильно его расходовать: «Чей паровоз дольше гудит?» и «Чья дудочка дольше поет?»