Усугубление экологических проблем в нашей стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене непрерывного образования.
В нашем детском саду творческой группой педагогов разработана программа работы экологисеской направленности с детьми старшего дошкольного возраста "Чистый город".
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, рукотворному миру, к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»).
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно – бережного отношения к природным объектам и явлениям, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно – бережное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и на знаниях об особенностях жизни, роста и развитии отдельных живых существ, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций, правильную оценку и адекватное на них реагирование.
Необходимым условием формирования осознанно – бережного отношения к природе является привлечение родителей к образовательному процессу детского сада, потому что семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в ней.
Поэтому для организации работы дошкольного образовательного учреждения необходимо создание детско – взрослого сообщества: педагоги – дети – родители (М.Д. Махинева). Формирование предпосылок развития чувства гордости и любви, побуждать потребность в поддержании и сохранении природы родного города. Все это основано на постепенном погружении и вживлении ребенка в ближайшую окружающую среду, глубокому эстетическому восприятию природы, желание жить в гармонии с ней.
Природа нашего родного города Кунгура – уникальна и неповторима. По мере роста населения и превращения города Кунгура в промышленный и торговый центр, влияние разнообразных антропогенных факторов на окружающую природную среду становится более заметным именно поэтому одним из приоритетным направлением работы нашего детского сада является воспитание бережного отношения к природе родного города и края.
То, что окружает ребенка каждый день, его осознанное отношение к чистоте родного города, то, как выглядят улицы, отношение окружающих к данной проблеме – загрязнение окружающей среды, не может не влиять на его развитие в целом, в том числе и на развитие бережного отношения к природе и рукотворным объектам, ответственности за соблюдение правил поведения. Говоря об осознанном отношении мы имеем в виду, что необходимо способствовать формированию у ребенка позиции активного субъекта в обществе, что является немаловажным в проблеме современного общества.
Именно вышеперечисленные тезисы побудили нас к созданию программы по теме «Чистый город»
Работа по данной программе подразумевает 3 этапа:
1 этап – познавательная активность заключается в знакомстве с природными и рукотворными объектами (заводы, котельные и т.п.), накоплении знаний о родном городе.
2 этап заключается в поиске решений проблем загрязнения окружающей среды.
3 этап – закрепление полученных знаний с помощью разнообразных форм.
Схематично этапы работы можно представить следующим образом:
На каждом этапе рассматриваются 3 темы, которые взаимосвязаны друг с другом:
1. Живая природа;
2. Воздух;
3. Вода.
Основная цель первой темы «Живая природа» - уточнение и конкретизирование знаний детей о родном городе, развитие нравственных представлений о правилах и нормах общественной жизни.
Основной целью тем «Воздух» и «Вода» - закрепление знаний детей о рациональном использовании природных ресурсов, рассматривание способов устранения негативных последствий использования человеком.
Работа ведется в следующей последовательности: каждый месяц предусматривается одно организованное занятие в соответствие с этапом, темой и временем года, а также в течение месяца знания полученные на данном занятии закрепляются, расширяются, уточняются в ходе разнообразных форм организации: экскурсии, дидактические игры, наблюдения, чтение, п/и, составление детьми ИЗО композиций, посещение выставок и музей, совместные мероприятия с родителями, составление макетов, этические беседы и т.п. Таким образом, за учебный год предполагается провести 9 организованных занятий и различные групповые, подгрупповые, индивидуальные мероприятия. Программа также предполагает вовлечение в образовательный процесс родителей как активных субъектов, так как семья для ребенка дошкольного возраста является главным и основным примером для подражания и основой для формирования бережного осознанного и ответственного отношения к окружающему нас миру.
В феврале с детьми старших и подготовительной групп ведется работа над проектом "Городские птицы".