Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

Детский сад №33"

город Кунгур, Пермский край

 

Капризы детей

 

"Детские капризы никогда не бывают от природы, а единственно от дурного воспитания" (Ж.-Ж. Руссо)

 

   Слово «каприз» пришло к нам из французского языка и переводится как «упрямство, упорство; прихоть, причуда». В «Словаре практического психолога» С.Ю.Головина каприз толкуется так: «…прихоть, причуда без действительной потребности, необходимости». А в словаре- справочнике для родителей (под редакцией Л.Г. Гусляковой и С.Г. Чудовой) говорится, что детские истерики и капризы – это «особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем». Детские капризы, как правило, сопровождаются плачем или даже криком ребенка, а возбуждение выражается резкими движениями. Ребенок топает ногами, машет головой или руками, иногда даже может упасть на пол.

  Капризы не всегда связаны с плохим воспитанием и педагогической запущенностью. В разном возрасте и капризы бывают разными. Грудной ребенок плачет чаще всего по причине какого-либо дискомфорта, и это сложно назвать капризом. Скорее, это просьба о помощи. В возрасте года, трёх, пяти лет ребенок переживает возрастные кризисы, и эти периоды несут с собой яркие эмоциональные реакции у детей. В периоды возрастного кризиса капризы было бы правильно воспринимать как наполовину естественную психологическую реакцию. В это время ребенку необходим особый подход и чуткое отношение. Но если взрослые неправильно воспитывают ребенка, то капризы и детские истерики нередко становятся привычной формой поведения. Ведь в первые годы жизни ребенок начинает осознавать себя как индивидуальность и активно изучает окружающий его мир. Малышу необходимо всё потрогать, затащить в рот, понять о каждой вещи – что это и как оно работает? Так же и с родителями – ребенку необходимо испытать, как старшие будут реагировать на то или иное поведение, что они будут делать, если проигнорировать их замечания? И если, экспериментируя с различными формами поведения, он получил желанный для себя результат, то этот способ поведения запоминается им как самый действенный и закрепляется в его сознании. Так и получается, что взрослые из-за своих ошибок часто сами становятся виновными в капризах своих детей. А после этого начинают постигать, как бороться с детскими капризами.

  Капризными часто становятся избалованные, чрезмерно заласканные дети. Постоянное внимание слишком утомляет малыша, и если ребенок вначале радуется, то позже он нередко даже начинает плакать. Это предсказуемая реакция детской психики на утомление от бесконечного внимания взрослых, на которое малыш отвечает капризами. Поэтому, прежде чем искать ответ на вопрос о том, как справиться с детскими капризами, стоит оценить своё общение с малышом.

  Противоположная крайность – когда ребенку уделяют недостаточно внимания, относятся к нему равнодушно. Ребенок начинает капризничать, пытаясь привлечь к себе внимание. А дети, которым остро не хватает материнской любви и ласки, очень часто становятся раздражительными и начинают отставать в развитии.

  Ещё одна причина появления детских капризов – это непоследовательность или отсутствие единства в требованиях к ребенку. Например, если вчера на прогулке вы разрешили своему малышу пошлёпать по лужам, а сегодня вдруг запретили, то горьких слёз вам не избежать! Или, например, мама более строга со своим ребенком, чем бабушка, и многое из того, что позволено бабушкой, мама делать запрещает, то ребенку потребуется совсем немного времени, чтобы понять: при бабушке можно и покапризничать, а с мамой этот номер не пройдёт. Постоянно подстраиваясь под каждого взрослого, ребенок начинает испытывать большую нагрузку на психику и нервную систему, что неизменно приводит к срывам и капризам. А взрослые не могут выработать общую тактику, как бороться с капризами ребенка, ведь у них нет общей позиции.

  Часто капризными бывают такие дети, которые не знают никаких ограничений. У них не формируется умение сдерживаться, контролировать свои желания и эмоции. Поэтому очень важно своевременно приучать ребенка к необходимому самоограничению. Слово «нельзя» должно быть понятно маленькому ребенку одним из самых первых. Конечно, злоупотреблять бесконечными запретами нельзя. Необходимо запрещать только то, что действительно может нанести ребенку вред или то, чему он сам может навредить.

   Довольно распространённой ошибкой родителей становится несоответствие возрастных особенностей ребенка и требований или методов воздействия на него. Так бывает, что родители хотят от своего ребенка того, что для него недоступно в силу его возраста, и ребенок отвечает естественной для такой ситуации реакцией – капризом, который в такой ситуации и капризом-то назвать нельзя. Скорее, это форма протеста.

   Кроме того, детские капризы связаны с непониманием родителями того, что думает, что чувствует или хочет сделать ребенок. Взрослый судит о ситуации только со своей точки зрения, забывая, что другая сторона может иметь другое мнение. Его достаточно просто узнать - спросить у ребенка, что он хочет - и предложить альтернативу его действиям, заменив либо действие на приемлимое для вас, либо его объект.

    У малышей до года речь ещё не развита, и плач – единственный сигнал, который может подать ребенок, сообщая, что он либо мокрый, либо голоден, либо у него что-то болит. Поэтому капризы ребенка до года собственно капризами назвать трудно. И если родители внимательно понаблюдают за ребенком, то очень быстро они научатся понимать, что их малыш хочет им сказать.

   Первые настоящие капризы появляются у ребенка довольно рано. Уже к году он начинает понимать, что родители очень быстро реагируют на плач, ведь он для них – сигнал о том, что малышу что-то надо. Позже ребенок начинает использовать такие же сигналы, чтобы получить конфету или заинтересовавшую его вещь. И если к году ребенок не усвоил, что ему можно, а что нельзя, а родители его не слишком последовательны в установлении границ дозволенного, то капризы годовалого ребенка становятся довольно частым явлением в такой семье.

   Капризы ребенка второго года жизни – результат того, что ребенок ещё не может выразить словами свои желания, а непонимание родителей вызывают у него бурю возмущения. Часто бывает так, что капризы ребенка второго года жизни вызваны сменой обстановки, переутомлением ребенка или его болезнью. Если ребенок закапризничал по непонятной для вас причине – не начинайте настаивать на своём, переждите. Ребенок не зафиксирует своё внимание на инциденте и быстро забудет про неприятные ощущения. На втором году жизни капризы ребенка погасить ещё довольно несложно. Разрешайте ему совершать много новых действий. Пусть он попробует сам есть ложкой (просто дайте ему в руку вторую ложку, когда сами кормите его), попытается натянуть ботинки. Не мешайте ему путешествовать по квартире, просто уберите с его пути все опасные предметы. И помните, что ваш малыш – это уже человек, хоть ещё и маленький, со своими эмоциями, желаниями, настроением.

   Капризы ребенка третьего года жизни требуют от родителей своевременной перестройки в отношениях с ребенком. Ведь именно трехлетний возраст называют «первым трудным возрастом». В это время ребенок немного отдаляется от взрослых и пытается установить с ними новые отношения с позиции своего «я», которое они уже осознали. И непонимание родителями этого факта вызывает у ребенка третьего года жизни капризы с особенно сильной эмоциональной окраской. Необходимо установить с ребенком новые, более глубокие отношения, поощрять инициативу, не ограничивать его самостоятельность. Только такой подход может стать ключом к тому, как справиться с капризами ребенка этого возраста.

   Капризы ребёнка 5 лет очень похожи на капризы трехлеток, с той лишь разницей, что малыш уже подрос, и родителями манипулирует теперь более осознанно. Он уже достаточно хорошо понял, что криком, слезами, нытьём он может добиться чего угодно. Ведь при виде орущего дитяти взрослые просто теряют способность мыслить логически и согласны на всё, лишь бы их отпрыск замолчал. Если дело зашло так далеко, то родителям можно только посочувствовать; о том, как справляться с капризами ребенка, они по-прежнему не имеют представления.

   Часто бывает так, что родители, пытаясь призвать буянящего ребенка к порядку, повышают на него голос. И не понимают, что надо всего-навсего приучить ребенка высказывать свои потребности не криком, а нормальным голосом. При этом каждый раз отвечать на просьбы, высказанные нормально, а все требования на повышенных тонах подчёркнуто игнорировать. Если же родители вслед за ребенком повышают голос, то у ребенка складывается твёрдое убеждение, что все проблемы решаются только с помощью крика. Даже крохотные несмышлёныши способны уловить, что мамой и папой можно управлять с помощью голоса – покричал, и получил желаемое. А уж капризы ребенка 5 лет-это уже вполне осмысленная акция. Ребенок способен анализировать поступки взрослых, примеряя их на себя. Поэтому не стоит устанавливать диктатуру силы и давить на малыша авторитетом старшего. Если вы хотите научиться справляться с капризами ребенка 5 лет, то, прежде всего, игнорируйте все попытки манипулировать вами и предлагайте ребенку подумать, для чего ему нужно то, о чём он вас просит. Если его просьбу нельзя выполнить, то объясните, почему. Ребенок постепенно усвоит, что совершенно не нужно кричать, чтобы тебя услышали. А ещё он поймёт, что не любое его желание можно осуществить. Если он будет понимать, по какой причине он не может получить желаемое, то не будет отказ воспринимать болезненно. А ведь именно отсутствие отрицательных эмоций в такой ситуации является главным ключом к тому, как бороться с капризами ребенка.

   Кэтрин Кволс, одна из известных семейных консультантов по воспитанию детей, считает, что потому, какие чувства вы испытываете, можно найти выход из ситуации. Так, если вы чувствуете раздражение в ответ на его действия, которые вы называете капризами, то ему требуются просто... ваше внимание. Поэтому ребенку все равно, какое оно: положительное или отрицательное. Нужно действовать молча: подойти, погладить, обнять, поцеловать. Или молча и решительно прервать его действия, заглянув в глаза и твердо сказав: "Не нужно этого делать! Я рядом с тобой".

   Если вы чувствуете злость, желание заставить ребенка что - то сделать, это означает, что он ведет себя так потому, что борется за зону влияния - ему нужно дать возможность почувствовать себя самостоятельным и самоутвердиться. Для этого не нужно ввязываться в ссору - надо посмотреть ему в глаза и дать понять, что вы его любите, но делать так не позволите. Предложите альтернативу негативному поведению.

   Если взрослый чувствует обиду, боль, желание свести счеты с ребенком, нужно осознать, что ребенок мстит за свою боль. Нужно воздержаться от наказания и дать ему возможность выразить негативные эмоции и чувства в социально приемлимой форме (дать побить подушку, разорвать на мелкие клочки газету и т.д.).

    Если вы чувствуете желание пожалеть или уговорить, отчаяние, это значит, что ребенок ведет себя как отверженный, демонстрирует свою беспомощность и желание остаться в одиночестве. И очень жалеет себя. Здесь нужно показать ребенку его ценность и значимость в каком - либо деле, научить не сдаваться. Надо чаще спрашивать ребенка, чему он научился, и отмечать малейшие достижения.

    А еще очень важно, чтобы все члены семьи в ситуации каприза вели себя одинаково. В противном случае, ваш малыш очень скоро начнет искусно манипулировать папой, мамой, бабушкой и дедушкой, быстро сориентировавшись, какой стиль поведения применять с каждым из них. Некоторые родители избирают тактику уступок: чтобы ребенок не огорчался и не капризничал, разрешают ему фактически все. Опасные предметы убирают, слово "нельзя" стараются не произносить, на непослушание закрывают глаза. Но через некоторое время оказываются в тупике. Чем старше становятся дети, тем разнообразнее делаются их желания. И, естественно, далеко не всегда, как выражались в популярной кинокомедии, "наши желания совпадают с нашими возможностями". Не привыкший к самоограничению ребенок часто попадает в стрессовую ситуацию. Даже если дома ему по-прежнему позволено что угодно, в других местах он не может вести себя, как заблагорассудится. И это вызывает у него протест. В 2-3 года, когда дети еще совсем не умеют сдерживаться, такой протест может ярко выражаться и на людях. Ребенок закатывает истерику в магазине или, не желая уходить с прогулки, с криками валится на землю, брыкается, вопит на всю улицу. Уход из гостей, поход в цирк или в парк, поездка в транспорте, не говоря уж о посещении врача или о каких-то учебных, развивающих занятиях – все превращается в проблему. В любой момент ребенок может раскапризничаться, родители живут в постоянном напряжении, обстановка в доме нервная, отношения разлажены. Это еще сильнее повышает тревожность и раздражительность капризули, в результате чего у него может развиться невроз. Рано или поздно взрослые, как правило, приходят к выводу, что их уступчивость (точнее, баловство и потакание) идут ребенку во вред. Однако сами отнюдь не всегда уже могут изменить сложившиеся стереотипы поведения и уменьшить нервозность ребенка.

    Жак Саломе, французский социопсихолог, называет ряд ошибок, которые являются ловушками антиобщения для каждого из родителей, и, как следствие, причинами капризов детей:

- приказ (мы говорим о другом, но не с другим, диктуем не только поведение, поступки, но и чувства);

- унижение ("Видел бы ты себя со стороны!", "Что за несносный мальчишка!");

- непринятие чувств ("Я боюсь чудовища" - "Вздор, никаких чудовищ не существует - мне лучше знать" и т.п.);

- шантаж ("Будешь себя так вести - я отдам тебя Бабе Яге (милиционеру)", "Я тебя не буду любить больше" и т.п.);

- внушение чувства вины ("После того, что я для тебя сделала, ты...", "Это все для твоего блага");

- "сбой" в материнских ролях - ребенок в них запутывается и не понимает, почему "добрая мамочка" вдруг превращается в "жесткую мать" и чего - то требует.

 

    Для того чтобы понять, как с капризами ребенка бороться, необходимо твёрдо усвоить – капризы не случайны и никогда не возникают на пустом месте. Они всегда имеют какие-либо причины, а если взрослые неправильно на детские капризы реагируют, то тем самым лишь поддерживают и закрепляют их. Правильный путь к тому, как отучать ребенка от капризов – знание возрастных особенностей детской психики, соблюдение режима, единство требований к ребенку, нахождение золотой середины между недостатком и избытком внимания. И самое главное – любовь и огромное терпение!

 

Материал взят из книги "Энциклопедия педагогических ситуаций"/под ред. Н.В. Микляевой.М.: ТЦ Сфера, 2011 и с сайтов: http://akrod.ucoz.ru, http://www.jlady.ru/psihologiya-detey/detskie-isteriki-i-kaprizy.html

НФПК. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии " Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz