Прежде, чем понять, что такое портфолио ребенка - дошкольника, нужно определиться с понятием "портфолио" вообще. Итак: что такое портфолио ? Что означает это слово? Откуда оно к нам пришло? Чаще всего понятие «портфолио» встречается, когда речь идет о деятелях искусства, представителях модельного бизнеса и т.п. Под этим подразумевается папка или портфель (от слова портфолио), которая содержит в себе информацию об ее обладателе. Она содержит сведения об авторе, работы автора: фотографии, картины, информацию об участии в фильмах (если это актер), сочинения (если это писатель), а также документы, которые подтверждают его участие в каких либо мероприятиях (грамоты, дипломы, отзывы и т.д.) и т.п. Но, все ли работы включены в портфолио (их может быть сотни и даже тысячи, например, фото)? Конечно же нет, в портфолио включаются только лучшие работы автора портфолио, его основные достижения, то, в чем он успешен больше всего в своей деятельности, те аспекты, которые характеризуют его с лучшей стороны.
Таким образом, можно сказать, что портфолио – это копилка основных достижений и успехов его автора за определенный момент.
Каким образом портфолио, которое характерно больше для взрослого человека (он может выделить свои достижения и успехи, может участвовать в конкурсах и т.п.), сочетается с понятием «дошкольник»? Ведь младший дошкольник не может выделить свои успехи и достижения сам, хоть ему и хочется рассказать о себе другим, но делает он это не осознанно, да и документально подтвержденных достижений за этот период времени у него очень мало.
О том, что в дошкольном возрасте ребенку необходимо собирать свои достижения в портфолио сообщает нам приказ Министерства образования Пермского края. Там отмечается: «Портфолио» дошкольника – это, прежде всего, копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни». Таким образом, ключевыми моментами из этого определения являются слова: копилка, достижения, успехи, положительные эмоции, приятные моменты жизни ребенка.
Попробуем обобщить вышесказанное: таким образом, получается, что портфолио ребенка – дошкольника – это папка «копилка» достижений и успехов ребенка, которые ему важны, и которые он хотел бы пережить еще раз.
Это портфолио впоследствии передается в школу, учителю, который может узнать из него, в какой деятельности ребенок наиболее успешен, в какой области находятся его интересы, что у ребенка получается лучше всего.
Главным воспитателем в жизни ребенка был и остается родитель, воспитатель может повлиять на ребенка лишь в определенной ситуации, а родитель – во всех ситуациях. Вам трудно выделить в ребенке его достижения и успехи, и ребенку – тоже именно потому, что об этом вы ему не говорите. Лишь тогда, когда вы сами станете обращать внимание свое и ребенка на его достижения, успехи, положительные моменты его жизни, тогда и сам ребенок начнет их замечать, искать их, стремиться к ним.
Вы хотели бы, чтобы про вашего ребенка другие знали бы больше всего положительного? Чтобы сам ребенок знал про себя больше положительного, чем отрицательного? Чтобы вы про своего ребенка знали больше положительного?
Для этого и необходимо портфолио ребенка, и не папка, красивая, выбранная вами, а «рабочее портфолио», к которому ребенок стал бы обращаться часто, стал бы замечать то, чего он достиг, стремиться к тому, что бы он хотел достичь, замечать положительные стороны своего характера, показывать сверстнику свои достижения. Обращаясь к портфолио, ребенок начнет осознавать свое «Я», оценивать себя, чувствовать себя уверенным в себе.
Другой вопрос состоит в том, что считать достижениями и успехами ребенка и какие из них необходимо отражать в портфолио. Опрос детей в группе говорит о том, что ребенку труднее всего рассказать о том, что он не умеет делать и чего он еще не достиг, чем сказать о себе что - то положительное. То же касается и родителей: предложив им задание написать успехи и то, чего он еще не достиг, легче было написать что - то отрицательное, чем выделить достижения ребенка. Задумайтесь сами и в течение нескольких минут выделите свои достижения. Не получилось? Основная проблема, скорее всего в том, что считать достижением. Эти проблемы и решаются в процессе создания портфолио.
Как вы думаете, что можно назвать достижением? Можно ли вкусно приготовленный борщ назвать достижением? Можно ли завязывание шнурков самим ребенком назвать достижением? Можно ,если раньше борщ ну никак не удавался, а шнурки вообще не завязывались. Но вы приложили множество усилий и все получилось. Таким образом, достижения – это приложенные усилия к чему – либо, что раньше не получалось.
Таким образом, давайте обобщим все вышесказанное: портфолио - копилка, достижения, успехи, положительные эмоции, приятные моменты жизни ребенка, образ «Я», самооценка, уверенность в себе. Вам хотелось бы, чтобы ваш ребенок положительные эмоции и моменты своей жизни помнил и стремился к другим положительным моментам, чтобы ваш ребенок был уверен в себе от того, что он что – то достиг, и у него была высокая самооценка? Вот именно для этого и необходимо создание портфолио с ребенком.
Как рассказать ребенку, что вы хотели бы создать его портфолио, да и зачем оно вообще ему нужно? Расскажите ребенку что такое портфолио: "Это будет папка, в которой мы будем писать о тебе, о том, чему ты уже научился и умеешь, и чему хотел бы научиться". Спросите ребенка, что бы он хотел там писать. Если вы вели альбом развития ребенка с рождения (фотоальбом с записями основных сведений жизни ребенка до года, до трех лет и т.п.), то это тоже своего рода портфолио и вы можете начать с рассматривания этого альбома, а затем предложить ребенку начать заполнять новый альбом, но уже самому, о том, что происходит с ним сейчас. Предложите ребенку начать со сведений о себе ("Что бы другие ребята знали чье это портфолио"). Пусть ребенок выберет фото, которое нравится ему больше всего, под фотографией напишите то имя, которое ребенку нравится больше всего (например, не Елена, а Леночка). Предложите ребенку ответить на вопросы и запишите ответы сами или пусть ребенок приклеет (или нарисует, зависит от возраста) картинки:
- кто я: мальчик или девочка?
- сколько мне лет?
- что я люблю/ не люблю делать?
- Что я люблю есть? / Что не люблю есть? (Мое любимое блюдо и т.п.)
- Что я умею делать? / Что я не умею делать? (Чему хотел бы научиться? и т.п.)
Это основные вопросы, с которых необходимо начать работу над портфолио в этом возрасте. Вы заложите начало, интерес к созданию портфолио, к самооценке ребенка, к «всматриванию» в себя самим ребенком, и он будет стремиться к самостоятельности и инициативе.
Это первый блок портфолио и он носит произвольный характер заполнения, здесь важны творчество и фантазия ваша и вашего ребенка, ваш совместный труд. Это то, чем будет оперировать ребенок – рассматривать, дополнять и т.д.
Существует еще второй блок портфолио, предложенный минобразованием. Это сведения о достижениях и интересах ребенка, которые выявляются путем фиксирования наблюдений за ребенком. На этом этапе к сбору информации о вашем ребенке присоединяется воспитатель. Эта таблица с основными видами деятельности ребенка дошкольника. Она необходима для того чтобы выявить интерес ребенка к какой - либо деятельности, в которой ребенок успешен, что позволит создать условия для развития способностей ребенка в той или иной деятельности. Вам необходимо будет заполнить колонку «со слов родителей», поставить любой знак в строчке, в той, чем по вашим наблюдениям любит заниматься ребенок дома. Сложности в заполнении этой таблицы не должно у вас возникнуть, потому что это ваш ребенок и вы знаете чем он любит заниматься.
В заключение хотелось бы сказать, что портфолио - это лишь один из способов работы над развитием вашего ребенка, но один из самых доступных для ребенка дошкольного возраста. И приложив некоторые усилия и затратив немного времени на портфолио вы поможете своему ребенку стать активной, уверенной в себе личностью.
Материал подготовила старший воспитатель Сысоева К.Р.